Когнитивные ловушки: что это такое ?
22 Вересня, 2021Почему они мешают предпринимателям и как им противостоять.
Здравый смысл и объективность важны для каждого предпринимателя. Причем на каждом этапе ведения собственного дела от поиска идеи до развития и масштабирования бизнеса. Ранее K.Fund писал об эволюции стартапа.
Но в некоторых ситуациях человеческий мозг руководствуется иррациональными шаблонами, делая выводы «на автомате». И чаще всего мы этого даже не осознаем. Такие систематические ошибки, или, скорее, логические ловушки в мышлении, называются когнитивными искажениями (или когнитивными предубеждениями).
Механизмы когнитивных предубеждений сформировались в ходе эволюции человека для лучшего выживания. Мозг – энергозатратный орган, и такие искажения упрощают ему работу. Поэтому большинство наших процессов являются бессознательными и направленными на выживание. Например, склонность искать негатив и опасность, которая в свое время помогала людям избегать диких животных.
Вот 7 когнитивных искажений, с которыми сталкивался каждый.
Люди переносят оценку известных им качеств объекта на неизвестные. Например, СЕО компании кажется вам амбициозным и компетентным, поэтому и к его компании вы будете относиться доброжелательно. А если он произвел негативное первое впечатление, то упоминание его бренда в дальнейшем вызовет скепсис.
«Чтобы защититься от эффекта ореола, следует брать информацию из как можно большего количества независимых источников», – пишет психолог Дэниэл Канеман в своей книге «Мышление быстрое и медленное».
Примером может стать даже подбрасывание монетки: после выпадения «решки» (особенно несколько раз подряд), большинство людей будут ставить на «орла». Может показаться, что частое выпадение «решки» увеличивает вероятность выпадения «орла». На самом деле шансы выпадения определенной стороны монеты всегда остаются одинаковыми – 50/50.
Как противостоять этой ошибке? «Главное – научиться отличать взаимосвязанные события от таких, которые не зависят друг от друга», – советует венчурный инвестор и когнитивный исследователь Джефф Стайбел. Если возникает ощущение причинно-следственной связи между двумя событиями, постарайтесь сформулировать для себя хотя бы еще одно логическое объяснение этой связи, кроме того, что события происходят одна за другой.
Это когда человек ищет информацию, которая соответствует, а не противоречит его личным убеждениям.
Например, вы настороженно относитесь к ГМО или верите в заговор масонов. И поскольку эта тема вас волнует, то читаете тематические статьи в интернете и все больше убеждаетесь в своей правоте. Но не спешите радоваться, есть большая вероятность, что вы уделяете гораздо больше внимания новостям, подкрепляющим вашу точку зрения. Так теряется объективность: люди выбирают информацию, которая согласовывается с их ожиданиями. И игнорируют все остальное.
Это распространенное заблуждение, а противостоять ей можно только повышая свой уровень образованности.
Это склонность принимать решения под влиянием информации, которую мы получаем первой – она играет для нас роль привязки.
Допустим, вы решили купить авто и договариваетесь с продавцом о цене. Первая сумма, которую он предложит, определит тон переговоров. И если продавец немного снизит цену, она будет казаться привлекательной, даже если до старта переговоров вы считали такую стоимость завышенной.
«Чтобы избежать эффекта якоря, а не держитесь за первое впечатление и не принимает решения, пока не обдумаете всю доступную вам информацию», – советует психолог Дэниэл Канеман.
Во времена Второй мировой войны в США решили по результатам боев выяснить, на каких частях самолетов надо укрепить защиту: изучали самолеты, которые вернулись с боевых заданий, и обнаружили, что больше пробоин было на крыльях и хвосте. Эти части решили укреплять. Но наблюдательный статистик Абрахам Вальд заметил, что укреплять стоит те места, где у самолетов, вернувшихся, нет пробоин – топливную систему и двигатель. Именно благодаря тому, что в них не попали, самолеты смогли вернуться на базу.
Поэтому, собирая информацию, используйте не только статистику успешных случаев («выживших»), но и данные из группы «погибших». Так, в рекламе средств для похудения можно увидеть успешные примеры и отзывы довольных покупателей. О неудачных примерах, то есть о людях, которым этот товар не помог, реклама, конечно, умалчивает.
Вы замечали, что в гороскопах описание знака очень точно совпадает с представлениями человека о себе? Психологи назвали это явление «эффектом Барнума» (в честь шоумена и ловкого манипулятора XIX века Финнеас Барнума). Дело в том, что большинство людей склонны воспринимать общие и расплывчатые описания как точную характеристику, если речь идет о них. Закономерно: чем позитивней описание, тем больше совпадений.
Мы можем воспринимать одну и ту же информацию в положительном или негативном ключе – в зависимости от ее формулировки и контекста.
Например, по своей сути объявления «вы заплатите за товар 50% от стоимости» и «вы сэкономите 50% от стоимости» одинаковы. Но в первом акцент на потере, а во втором – на сохранении, поэтому оно привлекает больше.
Чтобы избавиться от влияния эффекта фрейминга, стоит, по словам Дэниэла Канемана, анализировать контексты утверждений, прежде чем принимать решение.
Как противостоять когнитивным ловушкам?
Сегодня количество зафиксированных когнитивных предубеждений – свыше 170, но сколько их на самом деле, не знает никто. Поэтому в процессе анализа информации и принятия решений необходимо ставить себе следующие вопросы:
- Всей ли информацией я владею?
- При каких условиях были собраны эти данные?
- Я вижу картину целиком или лишь малую ее часть?
- Обращаю ли я внимание на статистику неудач?
- Какие еще данные я могу получить, чтобы видеть полную картину?
Ответы на эти вопросы помогают критически отнестись к имеющимся данным, рассмотреть ситуацию со всех сторон и сделать вывод на основании подробного анализа.