Как составить бизнес-план?
5 Серпня, 2021Структура бизнес-плана зависит от каждой конкретной ситуации, но есть определенные рекомендации, о которых стоит упомянуть.
Мы уже писали, когда нужен бизнес-план. Но как его составить? «Структура бизнес-плана зависит от каждой конкретной ситуации, но есть определенные рекомендации, о которых стоит упомянуть», – пишет Лидия Пащук, президент фонда Василия Хмельницкого K.FUND, руководитель и член наблюдательного совета Школы малого и среднего предпринимательства, в своей книге « Украинская мечта. Я — предприниматель! ».
В коммуникации с инвесторами бизнес-план станет вашей визитной карточкой, во внутренней работе — планом работы компании. В любой ситуации есть 4 ключевые группы вопросов, на которые должен дать ответ бизнес-план.
- О предприятии: чем оно занимается, какие основные продукты его деятельности, в чем заключается бизнес компании, его цели?
- Стратегии: как предприятие достигнет намеченных целей, какие стратегии и тактики будет использовать? Здесь речь пойдет и о маркетинге и о производстве, и о продажах, и о финансах.
- Ресурсы: что нужно для достижения намеченных целей и как полученные ресурсы (финансы, персонал, сырье, оборудование) будут использованы?
- Результат: когда и как будут возвращены инвестиции, когда средства принесут доход инвесторам, а бизнес станет прибыльным?
Бизнес-план должен содержать четкую и только нужную информацию. «Мне нравятся бизнес-планы объемом от 7 до 15 страниц – этого достаточно, чтобы изложить в таком документе ключевые моменты. Однако инвесторы, кредиторы, грантодатели могут требовать больших по объему и детальных бизнес-планов. В таком случае следует придерживаться их требований, ведь в конечном итоге они являются вашими заказчиками и нужное решение будет принадлежать им», – пишет Лидия Пащук.
Какие основные части следует включить в бизнес-план?
Да-да, она имеет значение, потому что инвестор читает ваш бизнес-план именно с начала. Он может содержать следующие данные: название, адрес, контактные данные. Также вынесите на титульную страницу предложения, которые определяют, чем именно занимается предприятие, объемы финансирования, дату создания бизнес-плана, имена контактных лиц.
Это краткое изложение основных положений бизнес-плана. Этот раздел пишем после того, как составили весь бизнес-план. Размер резюме не должен превышать двух третей страницы. Здесь должно быть указано потенциал рынка, опыт работы компании или команды, информацию о продуктах и технологиях, потребности в финансировании и запланированные результаты. Главная цель – заинтересовать бизнес-планом, а также показать умения и знания команды.
В этом разделе плана необходимо описать предприятие, учитывая предыдущие результаты, текущие позиции и планы на будущее. Обратите внимание на такие важные моменты, как виды продукции, динамика развития компании, форма собственности, учредители, организационная структура, конкурентные преимущества компании, сильные и слабые стороны.
Опишите продукты и услуги предприятия. Также вопрос себестоимости и стоимости новых разработок могут быть частью этого раздела. Матрицы Бостонской консалтинговой группы – хороший инструмент для составления этого раздела (о них мы поговорим позже).
Тенденции развития отрасли, в которой работает или собирается работать предприятие, крайне важны. Здесь нужно выделить основные характеристики отрасли, динамику ее развития в глобальном и украинском измерении. Важной частью является анализ конкуренции, позиций основных игроков на рынке, конкурентоспособности продукции и услуг предприятия в этих условиях. Словом, этот раздел должен содержать анализ макро- и микросреды, а также внутреннего потенциала предприятия и завершаться SWOT-анализом (о нем тоже расскажем позже).
Определите емкость рынка, целевые сегменты, позиционирование компании, а также конкурентную стратегию. Уделите внимание разработке маркетинговых целей, а также комплексу стратегий для маркетинга: товарной, ценовой, сбытовой, коммуникационной стратегии. Здесь следует составить план маркетинговых активностей, рассчитать рекламный бюджет, а также целевые показатели маркетинговой эффективности.
Для производственных предприятий речь идет об объемах производства, для сервисных – о количестве клиентов, для сбытовых – об объемах реализованной продукции. В этом разделе целесообразно указать поставщиков, а также обосновать необходимость модернизации оборудования, если таковая имеет место.
Укажите, есть ли у вас патенты, осуществлялись ли исследования, внедрялись ли инновационные решения и тому подобное.
Управление и организация деятельности компании имеет значения. Укажите, какая у предприятия организационная структура, кто руководители, как принимаются решения в компании, какие департаменты являются ключевыми и тому подобное. В сервисных организациях квалификация работников может быть одним из ключевых конкурентных преимуществ.
Бизнес-план должен учитывать потенциальные проблемы, с которыми может столкнуться предприятие в течение ближайших лет. Риски стоит выделить в следующие группы:
- внешние риски (политические факторы, колебания курса валют, платежеспособность населения, изменение налогового законодательства и др.)
- риски конкурентной среды (действия конкурентов, выход на рынок иностранных игроков)
- внутренние риски (отсутствие финансирования, нехватка кадров, снижение мощностей производства).
Определяет нужные инвестиции и демонстрирует, насколько бизнес-план может быть экономически выгодным. В приложениях к этому разделу могут быть представлены финансовая отчетность, финансовая история предприятия, в том числе сведения о привлечении займов. В любом случае, основным будет расчет необходимых финансовых затрат и сроков окупаемости. А еще в этом разделе нужно представить три сценария:
- оптимистический – лучший вариант развития событий;
- реалистичный – наиболее вероятный сценарий;
- пессимистический – худший сценарий.
Должны содержать документы, которые могут быть интересны инвестору, финансовую отчетность, статьи, статистические материалы, обратную связь от клиентов и тому подобное.
На основе проведенного анализа, поставленных целей и подготовленного бизнес-плана необходимо разработать детальный график выполнения каждого запланированного действия. А еще нужно разработать систему показателей, по которым вы оцениваете эффективность внедрения разработанного бизнес-плана. По каждому из разделов выписываем перечень действий и мероприятий, сроки исполнения, отмечаем ответственных лиц, показатели эффективности.
Итак, нравится вам идея бизнес-планирования или нет, планы все-таки нужно формировать, а формат их можно разработать такой, который будет удобным для вас. «И даже если вы не сможете воплотить разработанные планы в жизнь, не стоит расстраиваться – просто учтите этот опыт и достигайте новых вершин», – резюмирует.