Как говорить, чтобы к вам прислушивались?
14 Лютого, 2022Шесть лайфхаков
Коммуникабельность помогает налаживать полезные связи, точно выражать свои мысли и делать так, чтобы к ним прислушивались. Неудивительно, что, согласно исследованиям LinkedIn, умение убеждать входит в топ-5 soft-skills для развития карьеры. В то же время, результаты исследования McKinsey & Company свидетельствуют: коммуникабельность — в тройке навыков, которых компаниям чаще всего не хватает у претендентов на работу.
Хотите коммуницировать убедительно? Вот 6 советов, как общаться, чтобы вас точно услышали.
Бизнес-консультант по коммуникациям Джейс Борг в книге «Искусство говорить» советует формулировать сообщения так, чтобы главные мысли были во введении и заключении. Дело в том, что наш мозг лучше запоминает информацию в начале и конце – это заметил немецкий психолог Герман Эббингауз.
Такая особенность восприятия информации называется «эффект края»:
- мы запоминаем начало месседжа, потому что срабатывает принцип первенства – мозг цепляется за раннюю информацию, и мы чаще повторяем ее, поэтому она сохраняется в долговременной памяти;
- мы внимательнее воспринимаем конец сообщения благодаря эффекту новизны, и эта информация откладывается в краткосрочной памяти
Информация, которая была внутри сообщения, либо не запоминается совсем, либо быстро забывается.
Нашему мозгу приятнее иметь дело не с фактами и цифрами, а с историями. Они вызывают эмоциональную реакцию и лучше удерживают внимание. Поэтому если хотите, чтобы ваш месседж точно задел слушателя, Джеймс Борг советует подавать его в формате истории.
Справедливость к такому выводу доказали ученые Стэнфордской высшей школы бизнеса, когда провели исследования среди студентов. Их попросили выступить с речью продолжительностью в 1 минуту: каждый десятый должен был построить ее вокруг истории, а остальные – вокруг сухих фактов. Выяснилось, что 5% слушателей запомнили факты, а 63% – историю.
Преимущество историй состоит в том, что они задействуют образность — не просто передают главное мнение сообщения, а иллюстрируют его.
Если хотите донести обеспокоенность поступком собеседника и подтолкнуть его к нужному вам действию, не давите. А лучше воспользуйтесь формулой «я-сообщение», которую предлагает психолог Томас Гордон:
- когда ты A (поведение)
- я чувствую B (чувство)
- потому что C (причина)
- и я хочу, чтобы D (пожелания)
Преимущество техники – в донесении сообщения без обвинения и агрессии. Вы фокусируетесь на собственных чувствах, объясняете причину обращения и предлагаете варианты действий.
Например, не говорите подчиненному: «Ты медленно выполняешь эти задания, поэтому у нас могут сместиться дедлайны проекта и мы не успеем презентовать его заказчику. Отдай кому-нибудь из коллег часть заданий». Лучший вариант — «Я волнуюсь, что ты не успеваешь с выполнением задач, из-за чего у нас могут сместиться дедлайны проекта. Поэтому мне хотелось бы, чтобы ты подключил к задачам кого-нибудь из коллег».
Человек останется безразличным к вашим словам, если вы не сможете построить с ним эмоциональную связь – так считает психолог и эксперт по вопросам эмоционального интеллекта Тревис Бредберри. Мы ошибаемся, когда хотим во время разговора держаться искусственного образа. Чтобы вызвать у собеседника доверие и эмоции, нужно быть открытым и делиться своими чувствами.
Его мнение поддерживает психолог Гарвардской медицинской школы Сьюзен Дэвид. В книге «Эмоциональная ловкость» она пишет, что собеседнику важно выяснить, можно ли нам доверять. Поэтому он надеется на проявления дружелюбия, верности и сопереживания – это доказательства благих намерений в общении. Чтобы их проявить, используйте три инструмента:
- удерживайте зрительный контакт и когда говорите, и когда слушаете;
- кивайте время от времени, чтобы показать, что понимаете собеседника;
- чаще улыбайтесь, особенно когда другой человек тоже это делает.
Специалист по коммуникациям Джулиан Треже в выступлении на TED называет 7 «смертных грехов», которые портят любое общение:
- сплетни
- осуждение
- негатив
- надменность
- оправдание
- преувеличение
- догматизм
В противоположность «грехам» он предлагает четыре составляющие качественной и эффективной коммуникации:
- честность – держите слово, отстаивайте свои принципы и будьте тем, кому можно доверять;
- подлинность – будьте собой и принимайте собеседника таким, какой он есть;
- искренность – будьте правдивыми и прямолинейными;
- любовь – уважайте собеседника и его желание.
Чтобы человек присоединился к вашему мнению и принял нужное вам решение, побуждайте его представить ситуацию, в которую вы хотите его вовлечь. Разговаривайте так, будто собеседник уже согласился на ваше предложение. Такой совет дает бизнес-ментор и спикер Марк Роудз в книге “Как разговаривать с кем угодно”.
Говорите не «если бы вы стали нашим клиентом…», а «как наш клиент вы получите такие преимущества…». Не «в следующем месяце, если вы примете наш оффер, мы привлечем вас к новому проекту», а «в следующем месяце вы вместе с командой будете работать над новым проектом».
Это побуждает человека глубже задуматься о преимуществах вашей идеи.