«Идеями стоит делиться», — Лидия Пащук, президент K.FUND
30 Березня, 202120 марта состоялся онлайн-интенсив Академии для женщин-предпринимательницы Inspiring Women 2020-2021. Одним из тренеров и менторов мероприятия стала президент фонда Василия Хмельницкого K.FUND, руководитель Школы малого и среднего предпринимательства Лидия Пащук. Она поделилась советами, как создать успешную бизнес-модель.
Публикуем тезисы с первого дня интенсива дня обучения.
Что такое бизнес-модель?
Бизнес-модель — это то, как компания создает, доносит до клиента и сохраняет ценность. Сегодня в условиях новой постоянно меняющейся реальности возникла потребность в новых бизнес-моделях. Еще 30 лет назад было трудно представить, что сегодня будут успешные бизнес-модели компаний Alibaba и Amazon. Интересную и успешную бизнес-модель имеет и Uber. Эти модели абсолютно разные, но одинаково успешные на рынке.
Интересную бизнес-модель имеет Uber: компания предоставляет услуги такси, но не имеет собственных машин. Аналогичная ситуация с сервисом краткосрочного размещения Airbnb, ведь они не имеют объектов недвижимости. Самые большие в мире телефонные компании Skype и WeChat не имеют своего оборудования, а наиболее быстро растущего банка в мире SocietyOne нет денег.
Все эти бизнесы успешные благодаря своим бизнес-моделям, которые подрывают традиционные рынки.
Как эволюционирует стартап?
Прежде чем формировать свою бизнес-модель, стоит убедиться, что есть исправная бизнес-идея, концепция и создан минимально жизнеспособный продукт (MVP).
В украинской ментальности не принято делиться своими идеями с другими людьми — мы боимся, что кто-то сглазит или украдет наши мысли. Но это неправильно: идеями стоит делиться с другими, так вы убедитесь, есть ли на них спрос, и вызывают ли они интерес.
Подробнее об эволюции стартапа читайте здесь.
Кстати, по статистике 2021 года, в США 18,7% граждан являются предпринимателями. В Украине — это только 4%, поэтому нам есть куда расти. Что мы удачно и делаем: если в конце 1990-х на 10000 украинцев было 27 предприятий (хозяйствующих субъектов), то сейчас — 80.
Что такое Business Model Canvas?
Одним из инструментов для построения бизнес-моделей является Business Model Canvas — инструмент для описания бизнес-моделей, который создали Александр Остервальдер и Ив Пинье. Она включает 9 блоков, взаимосвязаны друг с другом компонентами.
- Ценностное предложение — какую ценность вы предлагаете рынку, каков ваш продукт или услуга. В этом блоке стоит сосредоточиться на основном минимально жизнеспособном продукте, например. Не нужно углубляться в детали, они могут меняться.
- Сегменты потребителей — кто является клиентами, дайте общие группы этих целевых сегментов.
- Отношения с клиентами — как вы будете достигать, привлекать, удерживать, формировать лояльность клиентов?
- Каналы — каким образом о вас узнают потребители (коммуникация) и как вы будете доставлять продукцию (дистрибуция)?
- Ключевые действия — как достичь потребителей и получить прибыль? Действия необходимые для внедрения бизнес-модели?
- Ключевые ресурсы — что нужно для успешного функционирования бизнес-модели? Это могут быть средства, персонал, оборудование, сырье, знания.
- Ключевые партнеры — потенциальные и действующие партнеры стартапа, какие организации, личности готовы повлиять положительно или уже привлечены к работе проекту?
- Структура расходов — на мероприятия, покупки будут потрачены средства, какая сумма нужна для работы проекту, запуска стартапа и тому подобное.
- Источники или потоки доходов — откуда ожидаются или поступают средства, которые делают данную модель бизнес-моделью? Я часто люблю спрашивать у стартаперов, где деньги, прибыли в их проектах. К сожалению, ответ получить мне не всегда удается. Поэтому советую особенно задуматься над этим блоком, а не махать рукой, мол, потом все будет.
Применять канву бизнес-модели можно множество раз, разрабатывая различные варианты бизнес-моделей, а также дорабатывать проект хоть каждый день, просто повесив распечатки канвы на стене и «играя» стикерами для наполнения блоков. Кому как удобнее. Канва бизнес-модели — это хороший инструмент для стратегии, но тактика требует более детальной проработки, все равно придется иметь конкретное описание каждого из блоков. Потребуется детальный бюджет проекту и разработаны маркетинговая и система сбыта, так же как и потоки доходов, а также план действий.