Что такое «канва бизнес-модели»?
8 Вересня, 2021И как она может помочь предпринимателям в планировании.
У подавляющего большинства стартаперов нет времени и соответствующих знаний для составления бизнес-моделей и бизнес-планов. «И это нормально, даже не страшно. Доступное и удобное решение есть », – пишет президент фонда Василия Хмельницкого K.FUND, руководитель Школы малого и среднего предпринимательства Лидия Пащук в своей книге « Украинская мечта. Я – предприниматель! ».
Поможет «канва бизнес-модели», которую разработали Александер Остервальдер и Ив Пинье.
«Канва бизнес-модели» (англ. business model canvas) – очень удобный инструмент стратегического управления, чтобы описать, сформулировать, изложить на бумаге бизнес-модель стартапа, проекта и даже действующего предприятия.
Этот инструмент не является волшебной палочкой или исключительно успешной методикой, однако может помочь быстро, на одной странице, изобразить основные бизнес-процессы предприятия в будущем, которые и будут составляющими бизнес-модели. Такую одну страницу не трудно и не жалко переписать в случае изменений. А они непременно произойдут. Вопрос в том, как вы на эти изменения отреагируете.
Как выглядит «канва бизнес-модели»?
В нее входит девять блоков.
- Ценностное предложение – какую ценность вы предлагаете рынку, каков ваш продукт или услуга. В этом блоке стоит сосредоточиться на основном минимально жизнеспособном продукте. Не следует углубляться в детали, они могут меняться.
- Сегменты потребителей – кто является клиентами, определите общие группы этих целевых сегментов.
- Отношения с клиентами – как вы будете привлекать и удерживать клиентов, формировать их лояльность?
- Каналы – каким образом о вас узнают потребители (коммуникация) и как вы будете доставлять продукцию (дистрибуция)?
- Ключевые действия – как найти путь к потребителям и получить прибыль? Какие действия нужны для внедрения бизнес-модели?
- Ключевые ресурсы – что нужно для успешного функционирования бизнес-модели? Это могут быть средства, персонал, оборудование, сырье, знания.
- Ключевые партнеры – потенциальные и существующие партнеры стартапа, какие организации, личности готовы повлиять положительно или уже привлечены к работе над проектом?
- Структура расходов – на действия, активности, мероприятия, закупки будут потрачены средства, какая сумма нужна для работы проекту, запуска стартапа и тому подобное.
- Потоки доходов, денежных поступлений – откуда ожидаются или поступают средства, которые делают эту модель бизнес-моделью? Я часто спрашиваю стартаперов, где деньги, прибыли в их проектах. К сожалению, получить ответ не всегда удается. Поэтому советую особенно задуматься над этим блоком, а не отмахиваться, мол, потом все будет.
Эти блоки можно объединить в определенные группы, в частности:
- ценностное предложение;
- инфраструктура (ресурсы, ключевые действия, партнеры);
- клиенты (сегменты, каналы коммуникации, отношения с потребителями)
- финансы (структура расходов и потоки доходов).
Как работать с «канвой бизнес-модели»?
Разработка «канвы» будет наиболее эффективным, если работать над блоками в определенной последовательности:
- Сегменты. Работу над канвой целесообразно начать с определения сегментов потребителей. Определите те сегменты, которые способны принести наибольшую прибыль.
- Ценностное предложение. Здесь может пригодиться инструмент лифтовой речи.
- Потоки доходов. Откуда ожидаете поступлений? Если какие-то действия заказываете или выполняете бесплатно, не забывайте об этом, ведь это также средства.
- Каналы. Как вы общаетесь с потребителем, как доставляете ему продукцию?
- Отношения с потребителем – как строите и поддерживаете связь с клиентами?
- Ключевые действия. Что следует сделать и делать каждый день, чтобы бизнес-модель функционировала?
- Ключевые ресурсы. Кто и что необходимы для функционирования бизнес-модели?
- Структура расходов. На что будете тратить деньги? В этом блоке должны быть отражены ключевые действия и ресурсы, ведь именно они потребуют инвестиций.