Стартап: эволюция и рост
15 Березня, 2021Какие этапы проходит стартап до момента своего становления как бизнеса? Здесь речь пойдет и об IТ-стартапы, и о начале бизнеса в традиционных онлайн-сферах. Этих этапов всего четыре — идея, концепция, разработка MVP (от англ. Minimal viable product — минимально жизнеспособный продукт) и масштабирования, пишет президент фонда Василия Хмельницкого K.Fund, руководитель Школы малого и среднего предпринимательства Лидия Пащук в своей книге «Украинская мечта. Я — предприниматель!».
Рассмотрим каждый из этапов эволюции стартапа подробнее.
Нужно четко сформулировать идею, а также проверить ее на жизнеспособность, то есть осуществить ее валидацию. Это означает, что необходимо собрать подтверждения и доказательства того, что идея будет востребована на рынке. Для этого используются исследования, эксперименты. Этот этап очень важен, поскольку позволяет выявить, будет ли эта идея прибыльной и будет ли спрос, еще до начала разработки и выпуска продукции. Нужно проанализировать рыночные условия и протестировать идею, выяснить, есть ли для нее рынок, какую именно проблему будет решать идея.
Хорошей бизнес-идеи недостаточно, нужно разработать концепцию бизнеса, если же есть намерение воплотить идею в жизнь. В бизнесе нужен план. Концепция — это ощутимое воплощение идеи. Часто речь идет о бизнес-плане на этом этапе. Очевидно, вы должны быть готовы к питчингу, то есть, и обязательно проверьте ее на внешний аудитории.
Если вы тщательно поработали, проверяя идею, то разработка концепции не отнимет у вас много времени.
Где взять финансирование на этих двух стадиях? Ответ очевиден — у себя в кармане. Если там пусто, то обратиться к 3 F (friends, fools and family), что в переводе с английского означает «друзья, дураки и семья». На этих этапах вам нужны незначительные суммы, однако вкладывать средства до сих пор довольно рискованной идеей. Однако уже на этапе идеи можно обратиться к инкубационных программ или образовательных проектов, которые помогут пройти эти стадии в менторством специалистов.
Это такая версия продукта или услуги, которая имеет базовые функции, достаточные для удовлетворения первых клиентов. Полный набор функций разрабатывается в процессе работы на основе обратной связи пользователей. Концепцию разработал Эрик Райс, который много пишет о стартапах. Например, когда я запускаю новый образовательный продукт, первый набор моих слушателей может получить его по льготной цене, а взамен предоставить развернутую обратную связь, что позволит мне улучшить продукт.
Финансирование могут предоставить венчурные фонды, также интересными могут быть бизнес-инкубаторы и бизнес-акселераторы.
Это следующая стадия развития, когда стартап фактически перестает быть стартапом, а становится работающим бизнесом. На этой стадии появляются новые продукты, стартап можно продать или выйти на рынок ценных бумаг. Масштабирование могут ускорить инвесторы, а также бизнес-акселераторы.
На какой бы стадии ни находился стартап, знайте, что общение и открытость позволят привлечь средства, получить ценный совет и обратную связь.
«Очень важно не замыкаться на собственной кухне, а постоянно оглядываться вокруг и искать пути развития, — настаивает Лидия Пащук в своей книге, — Мир меняется значительно быстрее, чем мы это можем себе представить, поэтому давайте находить возможности для изменений и использовать их»