Развитие европейского дизайна
European Design Upgrade: Transnational Capacity Building (EDU) – амбициозный образовательный проект, направленный на развитие креативных индустрий, поддержку талантливых дизайнеров, художников и технологов, разработанный совместно с ведущими экспертами из Бельгии, Украины и Финляндии.
EDU реализуется в партнерстве фонда Василия Хмельницкого K.FUND, общественной организации GoLOCAL, инновационно-технологических хабов Brussels Creative в Бельгии и Urban Mill в Финляндии; при поддержке Украинского культурного фонда, инновационных парков UNIT.City в Киеве и Харькове.
В 2020 году проект собрал около 100 талантливых дизайнеров, художников и технологов, которые прослушали онлайн-лекции и прошли 5-дневные хакатоны, проводимые в партнерстве с UNIT.City. 7 самых интересных концептов каждой из стран-участниц были представлены на международной выставке Dutch Design Week в период с 17 по 25 октября 2020 года.
От Украины были представлены следующие проекты:
- ChangeABLE. Декоративные текстильные каверы на протезы.
- NanoRetention. Разработка городской системы сбора воды с использованием природного гидрогелевого материала – бактериальной наноцеллюлозы.
- Pink Glasses. Социальный плакат на одежде, напечатанной краской, которая появляется при определенных условиях.
Проект признан одним из самых успешных за время действия программы Креативная Европа 2014-2020 годов,
В 2021 году European Design Upgrade прошел сразу в двух городах Украины, Киеве и Харькове. 80 украинских дизайнеров были отобраны для обучения на обновленном междисциплинарном курсе. Они имели возможность посетить творческие лаборатории дизайнеров и пространство для стартапов NEST Hub в инновационном парке UNIT.City, познакомились с успешными украинскими дизайнерскими стартапами, разработали собственную креативную идею при поддержке менторов проекта; прошли хакатоны и презентовали свои идеи бизнес-среды.
Аудитория отметила по 5 наиболее интересных проектов в Киеве и Харькове.
Киев:
- Маркетплейс “ДВИЧИ”: продажа остатков тканей и фурнитуры из производств и от потребителей, реализация продуктов отечественных sustainable дизайнеров, просветительские статьи по вторичному использованию и переработке.
- Проект Nasinnya: разработка и создание коллекции светильников из биоматериалов и вторсырья.
- Проект Art & Science Interaction: донесение важных научных проблем населению через инструменты визуального искусства.
- Проект “Детское креативное агентство”: привлечение детей к рекламным и дизайнерским разработкам крупных компаний.
- Проект Cognosce te Іpsum: персонализированная коллекция сантехники с обращением к идеям человечности и естественности.
- Проект “Арт-коллекция одежды Emotions”: налаживание взаимопонимания между людьми с помощью одежды; привлечение внимания к психоэмоциональным состояниям.
Харьков:
- Проект “Жизнь после распаковки”: трансформация использованной упаковки в абажур лампы, вазу, игрушку или другие декоративные изделия.
- Проект Trash to Treasure: создание мебели и предметов интерьера из вторсырья.
- Проект Digital Arts: создание выставки NFT-художников в виде голограмм; продвижение диджитал-искусства, лекций о диджитализации и полноценном освещении темы NFT.
- Проект City Art Object: превращение стен города Старобельска в артобъекты, распространение культуры, ценностей, интересных образов и мифов.
- Проект “Органический клей из медуз”: создание альтернативного материала из медуз – клея, который можно использовать в косметологии и промышленности.
Поскольку учебный курс прошел успешную апробацию со студентами профильных вузов и получил положительный фидбек как от студенческой аудитории проекта, так и от преподавателей, курс планируется в дальнейшем доработать для внедрения в украинских учебных заведениях. Проектом уже заинтересовались Харьковская академия дизайна и искусств, Киевская академия декоративно-прикладного искусства и дизайна им. М. Бойчука, Экономический факультет Киевского национального университета им. Шевченко, Национальный педагогический университет им. М. Драгоманова, Институт искусств Университета им. Б. Гринченко, Факультет дизайна и рекламы Киевского национального университета культуры и искусств, а также преподаватели, прошедшие программу вместе с другими участниками.