“Масштабирование бизнеса: зачем и как?”, — Лидия Пащук, руководитель и член Наблюдательного совета Школы МСП
11 Червня, 2020Владеете собственным бизнесом, который стабильно и уверенно работает и очень хочется двигаться дальше? Тогда самое время рассмотреть возможность масштабирования. Любой стартап или новое предприятие в случае своего успеха, востребованности рынка, стабильности продаж закономерно проходит несколько важных стадий своего развития:
- идея;
- концепция;
- минимально жизнеспособный продукт (MVP – minimal viable product)
- масштабирование.
Стартап – это новосозданное предприятие или проект. Слово «startup» переводится с английского языка как начинающий. Итак, когда вы уже перестали быть стартапом, стабильно работаете, имеете постоянных клиентов, понимаете, что ваши товары или услуги нужны рынку, но не владеете ресурсами для обеспечения таких потребностей — самое время подумать о масштабировании, а именно о развитии и мультипликации уже работающей бизнес-модели. В теории масштабирование бизнеса предполагает экономию на затратах, то есть при росте объемов продаж увеличение доходов превышает размеры расходов.
Но всегда ли масштабирование нужно каждому предприятию? Для начала стоит определиться с вектором развития:
Вектор 1. “Тише едешь, дальше будешь».
Абсолютно нормальный выбор, когда масштабирование означает предсказуемость и устойчивость. Обычно владелец и предприятие в таком случае знает каждого потребителя, контролирует качество продукции едва ли не лично, может развиваться в направлении премиальности. Именно так часто строится, существует и развивается семейный бизнес. В таком случае стоит задуматься, действительно ли ваш бизнес, продукты и услуги являются уникальными.
Маленькая кофейня в спальном районе может выдержать конкуренцию крупных сетей за счет особой атмосферы, приятного кофе и будучи местом общения жителей близлежащих домов, а владелец этого кафе желает и дальше общаться с каждым посетителем, самостоятельно проверять качество кофе и сладостей.
Вектор 2. “Вперед и вверх”.
Речь идет о росте. Удачный выбор, когда есть понимание или даже ощущение, что границ для роста нет или они так далеки, что у бизнеса есть возможность вырасти в десятки, сотни и даже тысячи раз. Точно владельцу бизнеса нужно выбирать такой вектор, если в ответ на следующие вопросы он дает положительные ответы:
- Готов ли я отпустить контроль за операционной деятельностью?
- Готов ли я принять тот факт, что не все решения теперь принимаю самостоятельно?
- Готов ли я к тому, что не буду знать всех своих работников?
- Открыт я к привлечению в ведение своего бизнеса новых специалистов, партнеров и организаций для его роста?
Как только решили, что масштабирование в стиле “Вперед и вверх” — это ваш вектор развития, нужно определить цель масштабирования. Зачем это вам? Это может быть и увеличение доходов и популяризация бренда, и выход на новые рынки, и просто удовлетворение собственных амбиций владельца… Какими бы цели ни были, они точно должны быть сформированные и осознанные, а еще очень желательно и долгосрочные.
Безусловно, возникнут обстоятельства, которые будут побуждать пересмотреть цели, но наличие целей позволяет избежать броуновского движения. 92% крупных корпораций не достигают своих долгосрочных целей, но они продолжают их формулировать. Знаете почему? Хотя бы для того, чтобы понять, что из сделанного сделало невозможным достижение цели.
Важно определить потребности в расширении команды. Вероятно, компетенций ваших или ваших специалистов может быть недостаточно. Возможно, стоит рассмотреть опцию привлечения партнера или инвестора.
У вас должен быть план и четкое понимание того, как осуществлять масштабирование, шаг за шагом. Прежде всего, убедитесь, что бизнес-процессы описаны, четкие и понятные. После этого определите, какие действия позволят достичь положительного результата в каждой из сфер деятельности компании: производство, маркетинг, финансы, партнеры, юридические вопросы и тому подобное.
И еще один из важнейших аспектов, которые нужно рассмотреть до того, как начинать масштабирование — потребность в ресурсах. Что нужно для масштабирования — кадры, помещение, и самое главное — деньги.
Масштабирование — это о росте доходов в будущем, но рост нуждается в инвестициях. Поэтому нужно определить объем инвестиций, оценить собственные средства. Если есть понимание, что собственными силами, средствами не справиться, то следует определить пути привлечения инвестиций. Например, инвесторы или партнеры. И конечно же, не забывайте о франчайзинге. Как по мне, франчайзинг — замечательный путь масштабирования работающей бизнес-модели.
Масштабирование — это серьезный выбор, который поставит новые вызовы. Решение о масштабировании всегда за собственниками бизнеса. Мы живем во время турбулентных изменений. Сравните только рейтинги брендов 1990-х годов и 2019-го. Это открывает огромные возможности, и что, если вдруг масштабирование — это ваш шанс?