“Карантин — это об угрозах или возможностях?”, — Лидия Пащук, руководитель и член Наблюдательного Совета Школы МСП
18 Травня, 2020Ежедневно я получаю кучу сообщений с различных важных, в том числе и государственных каналов. И повсеместно речь идет только об одном… Там сообщают часто неутешительную статистику по всему миру о том, как протекает пандемия COVID-19, чего достигли представители разных стран в борьбе с вирусом, сколько людей таки выздоровели и что лучше, что могут сделать рядовые и не слишком граждане — оставаться дома или при максимальной возможности самоизолироваться…
Но почему-то ни в одном из указанных каналов не говорят о том, что будет потом, что будет с малым бизнесом, ведь именно он является движущей силой экономики…
Правительство США уже выделило $2,2 трлн на программу поддержки малого бизнеса, семей и рабочих, которые непременно пострадают или уже пострадали от кризиса, от карантина, от вынужденной остановки своей работы. Но у любого явления есть как положительные, так и отрицательные стороны. Давайте попробуем их определить.
Начнем с негатива:
- вынужденная остановка экономики. Кафе, магазины, салоны красоты, СТО, рестораны, развлекательные заведения, образовательные учреждения, по сути все организации, кроме магазинов продовольственных и хозяйственных товаров, закрыты;
- остановка полная или частичная по уже подписанным контрактам — где-то работники на карантине, проблема с расходными материалами, которые нужно привезти из-за границы, или же трудности с логистикой или платежами;
- вслед за остановкой экономики и задержками в ведении бизнеса, падают доходы — оплачивать счета, обеспечивать обязательные платежи и заработную плату персонала нечем. Приходится или увольнять работников, или отправлять на карантин с сохранением хотя бы части заработной платы;
- логистика стала проблемой — транспортное сообщение не работает, но почта и доставка продолжают свою работу;
- клиентам, потребителям ряд товаров и услуг стали не ко времени. Если ваши продукты и услуги перестали пользоваться спросом, самое время подумать почему и стоит ли продавать то, что не покупают, а может даже стоит изменить целевой рынок.
Но есть и возможности:
- люди больше времени проводят онлайн. Задайте себе вопрос, есть ли ваш бизнес в онлайне — а если есть, то как он там выглядит;
- обычно рутина не дает возможность предпринимателю выстроить стратегию и понять, куда двигаться. Карантин — это прекрасная возможность выстроить краткосрочные и долгосрочные стратегии, план действий на будущее. Вероятнее всего, ваши планы полностью внедрить не получится, и расстраиваться не стоит. В современном турбулентном мире уже давно более 90% крупнейших компаний не достигают своих долгосрочных целей. Но зачем нужна стратегия? Для того, чтобы понимать, в каком направлении двигаться и какой путь оказался не слишком успешным;
- проанализируйте, возможно, вы можете продавать и доставлять товары, которые важны и нужны клиентам и в карантин. Например, дизайнеры одежды массово начали шить маски. Возможно, стоит доставлять продукты питания или временно переориентировать производство на изготовление салфеток? Найти какое-то ситуационное решение…
- карантин — прекрасный повод поиска новых направлений и векторов развития. Наконец посмотреть иностранные сайты и увидеть, возможно, чей-то опыт может пригодиться. Бенчмаркинг или поиск эталонов, образцов, на которые хотелось бы быть похожими, еще никто не отменял;
- нет собственного дела, а работодатель подвел? Подумайте над созданием собственного бизнеса;
- оптимизировать собственные ресурсы — наконец-то можно провести инвентаризацию, навести порядок в документах, пересмотреть состав, подумать, нужны ли имеющиеся площади или объекты;
- заняться развитием: прочитать книги, к которым не доходили руки — уделить внимание художественной и классической литературе, посмотреть фильмы, послушать подкасты, пройти онлайн-курсы и заняться поиском решения по дальнейшему развитию;
- и, наконец, провести время с семьей — этого всегда мало в современном мире.
В кризис, как никогда явно работает естественный отбор. Выживут не самые сильные, а самые ловкие и трудолюбивые. Важно именно сейчас поддерживать друг друга, покупая товары и заказывая услуги у малых предпринимателей. Сообщества делают предпринимателей сильнее. А еще кризис — это явление бурное и тревожное, но именно он дает шанс через тернии найти новые возможности развития и новые векторы роста. Воспользуйтесь ими!